Курсы НБ РК на сегодня, 21.11.2024
RUB 4.94 (-0.03)
EUR 522.34 (-2.87)
USD 495.2 (-2.06)

Вся правда о Kundelik.kz

Проект автоматизированной информационной системы электронных журналов и дневников «Күнделік» для общеобразовательных школ Казахстана и авторские права на программное обеспечение принадлежат казахстанской компании ТОО «Күнделік (Kundelik), зарегистрированной и находящейся на территории Казахстана, платящей все налоги в Казахстане, осуществляющей свою деятельность в области информационных технологий и образования согласно законам Республики Казахстан. Проект АИС «Күнделік» построен на базе государственно-частного партнерства между государственным партнером в лице Министерства образования и науки РК и партнером-инвестором ТОО «Күнделік» (Kundelik)».

Техническая эксплуатация программного обеспечения kundelik.kz осуществляется на серверных мощностях и каналах связи государственного оператора информационных систем Казахстана – АО «Национальные Информационные Технологии» (НИТ), за сопровождение программного обеспечения АИС «Күнделік» отвечает ТОО «Күнделік (Kundelik), за использование объекта ГЧП для нужд государства отвечает Министерство образования и науки Республики Казахстан. 

Программа Kundelik.kz – казахстанский продукт

С 2016 года исключительная лицензия программного обеспечения электронных журналов и дневников «Дневник.ру» для использования на территории Республики Казахстан передана во владение ТОО «Күнделік», специалисты и сотрудники которого полностью локализовали, адаптировали и внедрили данную программу согласно казахстанским стандартам и бизнес-процессам в сфере среднего образования Республики Казахстан. Таким образом, создан уникальный казахстанский продукт, который работает по двум стандартам академической успеваемости: принятая ранее система классического оценивания (оценки 3,4,5) и критериальное оценивание, принятое в Казахстане. Такой системы, как у нас, работающей с критериальным оцениванием, нет нигде в мире! В течение трех лет МОН РК постепенно вводилось критериальное оценивание в общегосударственных школах Казахстана, и система Күнделік полностью соответствует методологии Министерства образования и науки РК.

В рамках соглашения о государственно-частном партнерстве между «Kүнделік» и Министерством образования и науки РК из государственного бюджета система никак не финансируется. Более того, лицензия и коды программного обеспечения kundelik.kz переданы безвозмездно государству. Разработка, поддержание работоспособности и развитие системы происходит за счет собственных средств компании ТОО «Күнделік». 

Все персональные данные под защитой государства

Все персональные данные пользователей системы Күнделік находятся на территории Казахстана, расположены и обрабатываются на государственных серверах в защищенном периметре единого государственного оператора АО «НИТ». АИС «Күнделік» прошла аттестацию на информационную безопасность и имеет соответствующий сертификат Государственной технической службы КНБ РК. Компания «Күнделік» имеет право обслуживать, технологически дорабатывать, сопровождать систему и предоставлять дополнительные цифровые сервисы. Возврат инвестиций, согласно договору ГЧП, осуществляется с помощью инструментов рекламы и предоставления дополнительных коммерческих сервисов на добровольной основе для пользователей.

Государство обеспечивает доступ к интернету

За 3 года система Күнделік охватила около 6000 государственныхшкол без финансирования из госбюджета. В настоящее время в системе Күнделік активно работают 325 тыс. учителей, 2,2 млн учащихся, 1,6 млн родителей. 

При этом государство обязалось по договору ГЧП обеспечить доступ к интернету в государственных школах, предоставить инфраструктурные мощности для пользования системой для нужд среднего образования согласно методологиям и стандартам среднего образования Казахстана. Кстати, с нового года и здравоохранение должно полностью перейти на цифровые больничные и карты здоровья. Как это будет работать, если нет интернета в сельской местности? И как будут реализовываться и другие проекты в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан»?

Стоит отметить, что ни одна система не решит государственные и отраслевые задачи без сети Интернет. Интересно, что пользование системой Күнделік выявило реальную картину по доступности и качеству услуг доступа к интернету в сельской местности, а также проблемы обеспечения государственных школ компьютерной техникой и высокие тарифы на широкополосный доступ в сеть.

Преимущества Kundelik.kz в его бесплатности

Основная веб-версия системы, работающая с помощью браузера на персональных компьютерах и смартфонах, всегда была и есть бесплатная для всех пользователей: учителей, учеников, родителей, государственных сотрудников системы образования.

На сайте kundelik.kz можно свободно посмотреть всю необходимую информацию об учебном процессе. Отдельное мобильное приложение для учителей также бесплатно.

Владельцам современных смартфонов в лице родителей и учащихся дополнительно предоставляется мобильное приложение, которым можно воспользоваться по желанию.

Мобильное приложение для учеников и родителей имеет две версии: Lite (бесплатная) и PRO (оформляется по подписке). Пользоваться PRO-версией приложения не обязательно, с мобильного устройства в систему можно также войти через браузер и посмотреть информацию бесплатно. В Lite-версии можно бесплатно следить за расписанием и прогрессом выполнения домашних заданий, получать напоминания о важных работах и мгновенные push-уведомления о новых оценках и объявлениях школы. PRO-версия приложения позволяет полностью перенести электронный дневник, адаптированный под мобильный формат, в свой телефон, не обращаясь к сайту kundelik.kz. В ней всегда под рукой подробная информация об успеваемости за любой учебный период, предмет и тип работы, среднем балле и его изменениях по неделям, отчеты, в которых можно посмотреть свой прогресс по разным дисциплинам, сгруппированным по областям наук, и домашние задания. 

Такая бизнес-модель является международно признанной и называется модель freemium, которую используют все ведущие цифровые сервисы в мире, такие как Google, Skype, Amazonв Америке; Яндекс, Mail.ru в России; Alibaba в Китае. Кстати, наиболее успешные цифровые проекты в Казахстане построены по такому же принципу: kaspi.kz, krisha.kz, kolesa.kz и т.д. 

Основной источник финансирования – это возможность реализации на площадке kundelik.kz добровольных дополнительных коммерческих сервисов и рекламы, соответствующей законодательству и возрастным ограничениям.

Реклама через фильтр 6+

Мы работаем как с прямыми рекламодателями, так и с рекламной сетью Яндекс. Это лучший фильтрованный трафик, у нас точно нет букмекеров, рекламы алкоголя и табака и другого контента, не соответствующего формату 6+. Мы рекламируем университеты, школы, банковские продукты, товары народного потребления, компьютерную технику, книги, образовательные курсы и многое другое формата 6+ в виде прямых контрактов с рекламодателями, а также через Яндекс рекламу. Что касается появившихся в ряде интернет изданий публикаций на тему рекламы религиозного характера на нашем портале kundelik.kz, сообщаем, что эти нарисованные картинки являются фейком и заведомо ложной информацией. 

Kundelik.kz дает системе образования прозрачность

Мы реализуем страновой, национальный проект, который используется в каждой семье, в 6000 школах 325 000 учителей заполняют электронный журнал, и Министерство образования и науки получает прозрачную (уменьшает риски для коррупции) и оперативную картину успеваемости по всей стране. Здесь мы хотим выразить глубокую признательность учителям страны. Вы не только обучаете будущее Казахстана, вы еще и помогаете внедрить первый цифровой проект в масштабах всей страны! 

Мы верим, что государству в ближайшее время удастся решить вопрос с высокоскоростным широкополосным доступом к интернету по всей стране и предоставить возможность доступа гражданам Казахстана к современным образовательным цифровым сервисам.

Отступать назад в бумажное прошлое не получится. Да и нет сегодня таких бумажных журналов, которые могут поместить комментарии, которыми сопровождается критериальное оценивание. И считать на бумаге СОР и СОЧ – крайне неэффективно, это будет занимать несколько часов в день у учителей и завучей. 

Что случилось с государственной программой E-learning

Проект kundelik.kz не имеет никакого отношения к системе E-learning. Мы пришли через 3 года после полного фиаско E-learning и предложили самую эффективную модель развития проекта без привлечения бюджетных средств. 

Давайте проанализируем факты. Почему сегодня идет активная атака на наш проект? Может, потому что нужно забыть E-learning стоимостью в 35 млрд тенге, который курировал или плохо курировал г-н Абенов 6 лет назад, бывший на тот момент вице-министром образования и науки МОН РК? Где эти огромные народные деньги и как они были потрачены? Сам бывший вице-министр образования Мурат Абенов в прямом эфире программы «Ашық алаң» национального телеканала «Қазақстан» напомнил, что в 2011-2013 годах МОНом был реализован проект E-learning. Курировал этот проект сам же Абенов.

Далее предоставляем факты из открытых источников: 

Цитируем сайт «Национальные информационные технологии»: E-learning «проект финансировался государством, за счет республиканского бюджета. Администратором бюджетной программы является Министерство образования и науки». 

https://www.nitec.kz/index.php/post/proekt-sistema-elektronnogo-obucheniya

На проект за 2011-2013 годы выделено из бюджета: 67,2% (18 956 732 тыс. тнг, около 104 млн долл. США) - основные средства, сервера, компьютеры, оргтехника; 10,8% (3 045 931, 2 тыс. тнг, около 16,7 млн долл. США) - разработка ЦОРов в 2013 году; 8,6% (2 424 068, 9 тыс. тнг, около 13,3 млн долл. США) - услуги доступа к сети Интернет; 6,8% (1 928 949, 3 тыс. тнг, около 10,6 млн долл. США) - услуги внедрения, управления проектом, системно-технического обслуживания и консалтинговые услуги; 4% (1 124 539, 4 тыс. тнг, около 6,2 млн долл. США) - лицензионное программное обеспечение (антивирусное ПО, СУБД, CRMS, др); 2,6% (725 940 тыс. тнг, около 4 млн долл. США) - стоимость программного решения системы.

В связи с данной темой еще 6 лет назад в газете «Время» опубликован материал «Приключения электроники» (https://time.kz/articles/zloba/2013/11/06/35696-prikljuchenija-elektroniki)

Вот выдержка из данного материала: «…есть версия, что изменения в руководстве министерства могут быть связаны и со свежим скандалом вокруг системы электронного обучения E-learning, претензии к воплощению которой не так давно предъявляли депутаты Мажилиса. На разработку и запуск программы уже потрачено более 20 миллиардов тенге, но работает она далеко не во всех школах. Именно Мурату Абенову было поручено разобраться, почему новые технологии приживаются в сфере образования с большим трудом.

Рабочей группе, в которую вошли и независимые эксперты, предстояло решить: стоит ли продолжать этот “мутный” проект? Ведь в нынешнем году к системе E-learning планировалось подключить еще более 570 учебных заведений, на что из казны выделили 15 миллиардов тенге (100 миллионов долларов)».

Еще через 5 лет, уже в 2018 году, Счетный комитет Республики Казахстан официально представил результаты программы E-learning. «Проект стоимостью в 35 млрд тенге оказался неэффективным», – сообщил в июне 2018 года информационный портал Informburo.kz ( https://informburo.kz/novosti/proekt-e-learning-stoimostyu-v-35-mlrd-tenge-okazalsya-neeffektivnym.html).

«Система электронного обучения E-learning оказалась неэффективной. Об этом сообщается в отчёте Счётного комитета по исполнению республиканского бюджета за 2017 год. Проект внедряло Министерство образования и науки РК с 2011 по 2015 годы, и он обошёлся бюджету государства в 35 млрд тенге... Внедрённая в 2011-2015 годах в 1 159 органах образования республики (из 8 500 организаций или 14% от общего числа) система электронного обучения E-learning стоимостью 35 млрд тенге оказалась неэффективной», – говорится в отчёте.

Вопрос: почему, будучи вице-министром, курирующим E-learning, г-н Абенов попустительствовал, чтобы такие расходы из бюджета состоялись, и весь проект оказался провальным? Он работал или не работал, будучи в должности государственного служащего?

Недавно ряд депутатов в Мажилисе страны поднимал вопрос об использовании системы Күнделік. Уважаемым депутатам стоит задаться вопросом, что эффективнее использовать – тратить бюджетные средства стоимостью в 35 млрд тенге или все же рационально подойти к деньгам налогоплательщиков и строить другие модели реализации проекта – например, как было сделано в формате ГЧП-сотрудничества с привлечением частных инвестиций в проекте Күнделік. Также мы рекомендуем использовать исключительно проверенную информацию о проекте и не поддаваться фейковым картинкам и новостям.

Мы обращаем внимание, что компания Күнделік будет бороться с фейковыми новостями по проекту и защищать законным способом имидж и репутацию самой компании, ее сотрудников и инвесторов.

Преимущества государственно-частного партнерства

Мы, как частные инвесторы данного проекта, считаем, что механизм ГЧП на основе модели реализации проекта Күнделік дает следующие преимущества:

  • экономию государственных денег и денег налогоплательщиков, потому что не нужно тратить огромные средства на создание продукта электронного документооборота в области академической успеваемости и оценивания, ведения журналов и дневников и другое;
  • рациональное использование сэкономленных денег и перераспределение их для увеличения заработной платы учителям государственных школ, на улучшение и обеспечение высокоскоростного широкополосного доступа в интернет в общеобразовательных государственных школах, закуп компьютерной техники для учебных организаций;
  • решение вопросов цифровизации города и села, переход на онлайн-формат предоставления образовательных услуг;
  • борьбу с коррупцией и обеспечение прозрачности оказываемых услуг в сфере образования. 

И в завершение 

Мы, коллектив проекта kundelik.kz: сотрудники колл-центра и службы поддержки компании, ИТ-специалисты, методологи и аналитики в сфере образования, казахские и международные инвесторы, гордимся проделанной работой и верим в дальнейшее развитие нашего проекта в Казахстане.  

Генеральный директор 

и соучредитель

ТОО «Күнделік (Kundelik)»

  Ильясов М.М.